ЛДПР готовит новый для нашего города и области проект общественного контроля ремонта многоквартирных домов «Капитальный надзор».

Осень - традиционно период инспекций объемов и качества капитального ремонта многоквартирных домов. Новостные ленты пестрят разоблачениями, штрафами, даже уголовными преследованиями участников и организаторов работ в рамках капитального ремонта жилья.

В начале августа по стране прокатилась первая «горячая» новость: за коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ) задержали гендиректора Фонда капитального ремонта Самарской области Михаила Архипова. В материалах дела имеются показания одного из подрядчиков о том, что руководитель Фонда в приватной беседе требовал 5% от полученных на ремонтные работы сумм в качестве откатов за подписание документов по приемке.

Правозащитники и эксперты уверены, что система откатов – только набившая оскомину вершина проблем системы. Если не начать их пресекать, то вся реформа, призванная закрыть долги государства по ремонту жилого фонда на момент приватизации, просто развалиться.

Кто отвечает за качество?

При этом действенного механизма надзора за деятельностью региональных операторов капремонта до сих пор нет. Мало того, не всегда очевидна их зона ответственности.

Месяц назад Верховный суд РФ в ходе рассмотрения гражданского дела об ущербе из-за некачественного капитального ремонта крыши разъяснил, что полная ответственность за причиненный ущерб перед собственником жилья лежит именно на Фонде капремонта. То есть расплачиваться за все недоделки, ляпы, полное отсутствие качества придется именно регоператору капремонта.

Но поскольку региональные Фонды капитального ремонта, (региональные операторы) – организации некоммерческие, которые только управляют средствами собственников жилья, то расплачиваться за «не кондицию» ремонтов или, например, за бездействие придется все-таки нам с вами. А были ли сомнения?!

И оштрафовать ведь тоже не получится. Если управляющие компании или популярные сегодня концессии получают прибыль от оказания своих услуг или выполнения работ, то Фонд не располагает никакими собственными средствами. Если управляющие компании можно приструнить – выдать предписание, вкатать штраф, лишить лицензии, то с Фондами история совсем другая. Сегодня, используя средства собственников по своему усмотрению, Фонд несет лишь юридическую ответственность за принятые решения, а фактически – никакой.

Что стоит за круглыми цифрами?

Мерилом капремонта сегодня является: уложилась ли область в сроки, выполнила ли программу по количеству квадратных метров и сколько средств собрал регоператор. Например, отремонтированы только крыши домов, а отчитались: капитально отремонтировано сотня жилых домов общей площадью…

В программе капитального ремонта предусмотрены восемь видов работ по дому, а в планы ремонта, по словам аналитиков, в большинстве случаев ставят только три. Причем чаще всего ремонтируют крыши и фасады, а внутренние коммуникации, несущие конструкции, перекрытия остаются аварийными. Как в доме № 103 по проспекту имени Ленина в Волгограде.

«Сталинские» дома на главном проспекте областного центра являются памятниками архитектуры и градостроительства, образующие «Комплекс застройки проспекта им. Ленина 1950-х годов». И хотя объекты культурного наследия регионального значения еще в прошлом веке были поставлены на государственную охрану, практически ни один из этих домов за свою длинную жизнь не видел капитального ремонта.

В доме №103, построенном в 1952 году, десятки лет назад замуровали подвальные вентиляционные продухи, приямки. Все эти годы конденсат и избыточная влажность от инженерных сетей подтачивали железобетонные несущие конструкции подвала. Плиты перекрытий подвального помещения стали крошиться и осыпаться. Остальные перекрытия в 5-этажном доме деревянные, тоже давно отслужившие свой срок. О возможности обрушения здания впервые заговорили в 2002 году. Но с тех пор были лишь частично восстановлены «продухи».

Что прячут между строк?

Месяц назад состоялась историко-культурная экспертиза памятника градостроительства. В ней три независимых эксперта зафиксировали: «Выявлено разрушение плит подвального перекрытия, по которым необходимо провести первоочередные противоаварийные мероприятия». В акте экспертизы также предложен подробный проект этих мероприятий с описанием технологии и материалов. Но капитальный ремонт здания запланирован только на 2030 год. Причем объемы этого ремонта ограничиваются ремонтом крыши и фасада.

Жильцы дома винят в сложившейся ситуации свою управляющую компанию, которая при составлении паспорта дома определили износ конструктивных элементов здания в 0%.

В сферу деятельности той же управляющей компании входит «забота» о доме №141 по проспекту Ленина, 1951 года постройки. Этому дому повезло куда больше. В его паспорте: перекрытия названы железобетонными, износ здания - столь же незначительным. Ремонт фасада и крыши дома спешат закончить в текущем году. Даже обещали инженерными сетями и фундаментом заняться в недалеком будущем. По данным регионального оператора новый ремонт возможен в промежутке между 2023 и 2025 годом.

То есть при хорошем стечении обстоятельств 141-й дом по проспекту Ленина к 2025 году будет полностью отремонтирован, а 103-ему дому, который всего на год моложе своего собрата, еще пять лет после этого придется ждать ремонта… фасада. Пожалуй, еще эффектней было б затянуть дом сеткой с нарисованным фасадом и забыть про него, пока не рухнет.

Разберемся вместе

С каждым днем становится заметней, что и законодательство и сам механизм организации ремонта далеко не идеальны с точки зрения собственников жилья, которые и оплачивают всю эту «музыку». Общественники предлагают собственникам становится плечом к плечу, формировать противовес чиновникам и бюрократам, чтобы капитальные ремонты перестали красоваться на бумаге, а стали реальными, качественными, своевременными.

Понятно, что только непосредственное участие собственников в распоряжении их накоплениями на капремонт может повлиять на ситуацию. Уже сегодня ситуацию с капремонтами собственники должны брать в свои руки, иначе катастрофа неизбежна.

В Волгоградском региональном отделении ЛДПР готовят новый для нашего города и области проект общественного контроля ремонта многоквартирных домов «Капитальный надзор».

Вести свое наступление активисты собираются по двум направлениям. Во-первых, необходимо тщательно «причесать» механизмы организации ремонтов, чтобы ликвидировать все препятствия для собственников со специальными счетами. Здесь же необходимо внедрять контроль за действиями регоператора и подрядчиков. Как проверять объем работ, включенных в план ремонта, полноту их финансирования, так проверять и участвовать в составлении паспортов, дефектных ведомостей на дом.

Контроль, надзор – это второе направление работы «Капитального надзора». Понятно, большинство собственников не может контролировать качество работ в ходе ремонта без специальной подготовки. Какие акты подписать, стоит ли их подписывать, чего ждать, а чего требовать – все это идеологи нового проекта обещают раскопать и сделать доступным для всех.